Точка отрыва ОН - ЛЕГЕНДА не только американской, но и мировой авиации. Человек, всегда веривший в свои мечты и воплощавший их в жизнь. Чего бы это ему ни стоило. Подробнее >>

Билл Лир (1902 - 1978)
в 1951 году Мичиганский университет присвоил этому человеку степень доктора технических наук. Этому примеру последовали еще пять пре­стижных университетов Америки. При этом ни­кто и не вспомнил, что Уильям Пауэлл Лир окон­чил восемь классов средней школы и не имеет не только технического, но и вообще никакого высшего образования. Подробнее >>

Вcя история мировой авиации свидетельствует,
что правильно задуман­ный и спроектированный самолет имеет все шансы стать долгожителем. Наглядное подтверждение  без малого тридцати­летняя история абсолютно нового биз­несджета Challenger 605. Подробнее>>

Citation Columbus
Как мы помним, до сих пор бизнес джеты се­мейства Citation имели фюзеляжи двух основных типоразмеров: «узкого» и «расширенного». Первый был разработан еще для Citation 500, и с тех пор принципиально не менялся, только значения длины колебались, как линия партии в переходный период. Подробнее>>

МАРКА ВЕКА
Cessna Aircraft – это не просто авиастроительная компания. И не просто компания с мировым именем. Cessna – такой же символ, как джинсы, рокнролл и кокакола. Только с авиационным уклоном. Подробнее>>


Точка отрыва
Клайд Цессна превратил самолет из игрушки в средство передвижения


ТЕКСТ  ЛЮДМИЛА САЛЬНИКОВА

ОН  ЛЕГЕНДА не только американской, но и мировой авиации. Человек, всегда веривший в свои мечты и воплощавший их в жизнь. Чего бы это ему ни стоило.

В американском авиапроме прошлого века легкие винтовые самолетики марки Cessna сделали то же, что некогда «жестянки» Форда в автомобильной индустрии: превратили игруш­ку для горстки богачей в доступное средство передвижения для тысяч обеспеченных граж­дан. Подбросить бизнесмена на переговоры или нефтяника на буровую станцию, доставить спасателей к терпящим бедствие или фермера к удаленному выпасу  все эти миссии стали лег­ко выполнимы с помощью «рабочих лошадок» Cessna. Небольшие, простые в пилотировании и неприхотливые в эксплуатации, они сделали американцев «летающей нацией».

Компания давно перестала быть семейной, но ее продукция на протяжении всей истории носит имя человека, стоявшего у истоков создания «мас­сового самолета»  Клайда Вернона Цессны.


Неугомонный

В семье фермера Дуэйна Цессны старший сын рос белой вороной. Даже внешне среди девяте­рых братьев, как на побор, рыжих широкопле­чих великанов, этот длинный и худой как жердь парень казался инородцем. Семья вела обычную жизнь американских переселенцев: пять ее по­колений непрестанно разъезжали на фургоне по всей стране, осваивая новые пространства. Поэтому, хотя местом рождения Клайда Верно­на Цессны значится Айова, родными местами он всю жизнь считал Канзас  финальный марш­бросок через всю Америку его родители совер­шили в 1881 году с двухгодовалым первенцем на руках. Пять классов в англиканской школе  это то образование, которые мог дать Дуэйн Цессна своим сыновьям. Дальше им предстояло корчевать лес и сеять пшеницу.

Неудивительно, что до конца жизни будущий авиастроитель был весьма набожен, но писал с ошибками. Удивительно другое: мальчишкой Клайд дни напролет пропадал в старом сарае, пытаясь сконструировать из собранного по всей округи лома какието диковинные механизмы. К пятнадцати годам он хорошо разбирался в лю­бых чертежах и ремонтировал различную сельхозтехнику, вроде телег и молотилок, всей окру­ге. В семье, наконец, махнули рукой на идею пе­редать ему управление фермой. В юности Клайд усвоил главное жизненное правило: мнение боль­шинства  не всегда истина в последней инстан­ции, стоит больше доверять своей интуиции.

Неугомонный Клайд долго искал свой путь: был коммивояжером, Мыл золото, играл на скач­ках, участвовал в первых американских автогон­ках. А в двадцать пять лет открыл собственное дело, быстро превратившись в самого преуспе­вающего автодилера в Оклахоме. Секрет успеха был прост  В его контору допотопные автомо­били часто поступали от производителей в весь­ма плачевном состоянии: полуразобранными, разбитыми, утратившими по пути важные дета­ли. Клайд Цессна доводил их «до ума», собирал заново, часто усовершенствовал на свой страх и риск. Конструкторские эксперименты созда­ли начинающему дилеру надежную репутацию. Позже он применит ту же схему и в авиаделе: «Я не продал ни одного самолета, собственноручно не проверив мотор до последнего винтика».

С чистого листа

в 1910 году автодилер из Оклахомы оказался в числе зрителей одного из первых в Америке авиашоу. Увидев, как «этажерка» из реек и полотна неуклюже оторвалась от земли и сделала круг над полем, Клайд Цессна понял, что, наконец, нашел свое призвание  небо и крылья.

В тридцать один год он начал жизнь с чистого листа: продал успешный автобизнес, оставил в Оклахоме жену с маленьким сыном и уехал в НьюЙорк. Там поступил простым рабочим в мастерские Queen Aeroplane Сотрапу, чтобы на практике постичь азы самолетостроения.

На изучение азов понадобилось ровно два ме­сяца, а затем на все свои сбережения, добавив к ним еще и приданое жены, Цессна купил за во­семь с половиной тысяч долларов свой первый летательный аппарат точную копию аэропла­на Луи Блерио, на котором двумя годами раньше знаменитый француз совершил рекордный пере­лет через ЛаМант.

Несколько месяцев чудо техни­ки  моноплан с лодочным мотором «Анзани»  простояло на приколе Счастливый обладатель просто не имел ни малейшего представления, как под­нять эту штуку в небо. Первая попытка взлететь над равниной Грейт Солт Лейк закончилась плачевно  к сча­стью, только для моноплана. Проскакав по полю, он начал разваливать­ся еще на земле. Ремонт обошелся Клайду в две сотни долларов, плюс сто долларов штрафа: соседи пожаловались в полицию, что гореавиатор пугает до смерти их овец. Неудачей закончились и вторая, и третья попьrrки. На пятой самолет оторвался и тут же плюхнулся  на этот раз хрупкая конструкция из дерева и полотна восстановлению уже не подлежала. Но к тому времени Клайд Цессна знал устройство моноплана Блерио досконально  по его образу и подобию он строит собственный аппарат, дает ему гордое имя Silverwing «<Серебряное крыло»). И снова череда неудач. Шес­тая попытка взлететь, седьмая ... одиннадцатая. К тому времени соседи всерьез опасались, что изза этого сумасшедшего им придется покинуть свои фермы, их иски об ущербе достигли немысли­мых размеров. Цессна был разорен, заложил дом. «После двенадцатого падения на старте я твердо решил, что надо предать остатки чертовой маши­ны огню и навсегда забыть об этой затее». Но ... тринадцатая попытка оказалась успешной  в июне 1911 года аэроплан с Цессной в кабине сде­лал круг над полем и приземлился невредимым. Газеты немедленно окрестили вчерашнего сума­сшедшего «национальным героем».


Шедевры с лесопилки

Спустя два года «блудный cын» возвратился в родной Канзас, поселившись на заброшенной лесопилке недалеко от родительского дома в Кинг­дом Кантри. Им двигали отнюдь не сентиментальные соображения  просто лучшего сочетания, чем леса с корабельными соснами и обширные вырубленные пустоши Канзаса, для конструктор­ских и летных экспериментов было не найти.

Лесопилку переоборудовали в самолетный ангар и мастерские, где каждую зиму Цессна строил и испытывал новый аэроплан, а затем возил его в трейлере по всей стране, выступая на ярмарках и авиашоу. Среди восьми сконструированных тог­да машин сложно найти две похожих  Цессна постоянно чтото менял и совершенствовал, ду­мая больше не о прибьти, а о воплощении своих технических идей. Далеко не все озарения ока­зывались блестящими: как и все его собратья по авиаделу, Цессна строил эмпирически, без четкой научной базы для расчетов. Не обходилось без аварий  во время одного неудачного при­земления пилот раздробил ногу, что позже за­ставило его доверить испытания созданных им моделей сыну Элдону и ученикам.

Тем не менее новое дело  Cessna Exhibition Соmрапу оказалось весьма доходным. Авиапредставления собирали толпы зрителей, а кон­куренция в небе тогда бьта минимальной­. Америка, дав миру первый самолет братьев Райт, затем отошла на второй план, до начала Первой Мировой войны в газетных заголовках мелькали в основном европейские, точнее  французские имена: Анри Фарман, Рене Симон, Рене Баррье, Габриэль Вуазен. Многих Цессна знал лично, со многими оспаривал призы на скорость и даль­ность полета, но видел в них скорее не конку­рентов, а братьев по духу, которым было тесно на земле. Впрочем, даже несмотря на стабильную прибыль, роль «циркового трюкача» скоро ему надоела. Превращая свои полеты в шоу, Цессна верил, что аэропланы созданы не для этого: «воз­дух  лишь новый путь к достижению цели». Он чувствовал: летательный аппарат должен быть предельно прост и понятен, в нем все должно быть ясно. Такой аппарат не может быть слож­ным организмом, непредсказуемым в своем поведении. «Итак  либо «черный ящик», полный сюрпризов, либо простое и попятное транспортное средство. Я выбираю второе». тут как раз представился благовидный предлог покончить с воздушной антрепризой  началась Первая Мировая война.

Клайд Цессна свертывает дело и пытается по­пасть на поля сражений в Европу. Безуспешно ­лучший пилот «от Миссисипи до Скалистых гор» так и не обзавелся официальной летной лицензией. И тогда прославленный авиатор отправля­ется ... на семейную ферму, пахать и сеять. «Раз я не могу воевать, я должен кормить наших ребят там, за океаном».

Строительство фабрики Cessna Alrcraft Corporation.

Ветер перемен

Первая Мировая, едва не поставившая точку в его карьере, в итоге стала для Цессны решаю­щим шагом на пути к мечте. Если в предвоенные годы американские авиаконструкторы вынуж­дены были творить и изобретать на собственные средства, без какойлибо государственной поддержки, то участие первых аэропланов в воз­душных баталиях над Европой в корне измени­ло ситуацию и на Американском континенте. Из рискованного хобби отчаянных одиночек и эффектного аттракциона авиация превращается в дело государственной важности.

Цессна почувствовал этот «ветер перемен» ­в 1918 году он организует в Бичите (Канзас) одну из первых в Америке частных летных школ. В ней было всего пять учеников  но начало было положено. Специально для «школы» он арендует обширное поле в пригороде (именно в этом месте позже вырастут заводы, на которых по сей день строят самолеты под маркой Cessna). Вскоре ангар под Бичитой занял первый легкий аэроплан с бцилиндровым двигателем, сконструированный Цессной специально для трени­ровочных полетов,  а чуть позже конструктор получает государственную дотацию на строи­тельство подобных машин. Тираж был невелик, всего шесть аэропланов  но именно они зало­жили фундамент будущей крылатой индустрии Клайда Цессны.

Мечта начала приобретать реальные черты, но Цессна прекрасно понимал, что ему недоста­ет организаторского опыта. Одно дело  стро­ить аэропланы на потеху публики, другое  на­лаживать серийное производство. Б 1924 году он встречается с двумя ведущими специалиста­ми компании Swallow Aircraft, крупнейшей на тот момент авиапромышленной корпорации Америки  Ллойдом Стирмэном И Уолтером Бичем. И трое единомышленников, чьи имена впоследствии прославили Америку, открывают в Бичите собственное дело под маркой Wichita Travel Air Manufacturing Соmрапу.

Все активы новой компании  ангар, переобо­рудованный из все той же лесопилки, кустарные инструменты, чертежи двух аэропланов, десять человек персонала и 28 тысяч долларов «живых денег», из которых больше половины  личный капитал Цессны. Именно он  «мозговой центр» и вдохновитель, президент компании, глав­ный инвестор, чертежник, бригадир ... Б марте 1925 года увидел свет сконструированный Цес­сной и Стирменом двухместный биплан Model А, пятью месяцами позже  его усовершенствован­ная версия Model Б с более мощным двигателем в 200 л.с. системы Wright J4. После того, как две модификации «Модели Б», названные по месту их первых взлетов City of Oakland и Woolaroc, совершили трансатлантические перелеты, про­дажи компании достигли 35 самолетов в год, что, учитывая тогдашние скромные масштабы отрасли, стремительно вывело Wichita Travel Air Manufactиring Сотрапу в лидеры американской авиапромышленности.

Тогда Цессна убедил компаньонов на еще более рискованный шаг  начать произ­водство легкого моноплана с закрытой каби­ной собственной конструкции Travel Air 5000. И  снова удача: в 1926 году его моноплан поставил новый мировой рекорд скорости ­114 км/час. Более того  Национальное Агент­ство Воздушного Транспорта США приобрело 30 таких машин для нужд почтовых перевозок. Это был уже серьезный успех, с серьезными государственными вливаниями.

у штурвала собственной компании

Но в стане единомышленников случился рас­кол. 20е годы прошлого века были расцветом бипланов, простая и устойчивая «этажерка» представлялась лучшей схемой для производ­ства легких гражданских самолетов, не предназначенных для воздушных гонок. Бич и Стирмен бьши ярыми приверженцами именно бипланной конструкции. Цессна же верил, что будущее ­за монопланами. Дальнейший ход авиацион­ной истории докажет правоту Цессны, но тог­да начинающий авиапромышленник остался в одиночестве. Выйдя из совместного предприятия, Клайд Цессна забрал лишь 20 тысяч долларов своего личного первоначального капитала и основал собственное производство, перебравшись на противоположную сторону летного поля.

Первенцем новоиспеченной Cessna Aircraft Corporation стал моноплан с высоко располо­женным крьшом Model А. Эта схема легкого одно­моторного самолета стала базовой для последу­ющих модельных рядов компании. Классикой, актуальной и по сей день. Но тогда подобный мо­ноплан казался гостем из будущего  так легко и изящно он выглядел на фоне громоздких би­планов. Бпрочем, соображения эстетики волно­вали его создателя в последнюю очередь: «Нельзя видеть чертеж самолета только на бумаге. На са­мом деле самолет проходит через воздух, воздух диктует его форму и срезает все лишнее». Б конце двадцатых годов корпорация Цессны разворачи­вает серийный выпуск легких монопланов со все более впечатляющими летными параметрами.

А настоящей сенсацией стала самая извест­ная сконструированная Клайдом модель под ли­терами AW  простой и практичный моноплан был способен развивать скорость до 200 км/ч и держаться в воздухе до 7 часов, оставив далеко позади своих собратьев с двойным крылом.

Б 1931 году сын основателя компании Элдон Цессна выигрывает на Model AW престижнейшие Национальные Авиагонки, финишировав с новым мировым рекордом скорости.

Дорога в облака

Личная судьба Клайда Цессны, как и эконо­мическая ситуация в США, оказалась щедрой на сюрпризы. Едва вставшую на ноги корпорацию подкосила Великая депрессия. В 1931 году, дабы избежать банкротства, Клайд Цессна подал в от­ставку с поста президента, распустил рабочих и повесил замок на двери завода в Вичите. Ка­залось, на этом его вклад в историю авиации можно было считать исчерпанным, но неуго­монный Клайд сдаваться не собирался. В одном из опустевших цехов он на пару с Элдоном на­чинает конструировать маленькие гоночные са­молеты  собранные буквально на колене мо­дели CR1 Racer и CR3 Racer вновь становятся лучшими в своем классе, три года подряд вы­игрывая Национальные Авиагонки. Но толь­ко в 1934 году Cessna Aircraft восстала из пеп­ла  главным продуктом послекризисной поры стал Model С34, признанный «самым эффектив­ным самолетом в мире». Тираж 34й модели до­стиг рекордной для своего времени отметки ­200 самолетов в год.

Преодолев и неверие коллег, и последствия финансового краха, Цессна оказался бессилен перед личной потерей. В 1934 году в катастро­фе CR3 Racer погиб авиагонщик Рой Лиггет­ друг семьи, один из первых вьпryскников цесснов­ской летной школы, принесший компании не­мало спортивных достижений. Вины конструк­тора в этом не бьшо  при посадке колесо шасси попало в колею, что и привело к трагедии. Но смириться с тем, что выверенный им «до последнего винти­ка» механизм убил ближайшего друга, Цессна так и не смог  выглядевший до этого намного моложе своих 55 лет, неугомонный Клайд на глазах превра­тился в старика. Он больше и слышать не хотел о небе  передав бразды прав­ления корпорацией племяннику Дуэйну Уоллису, вчерашнему выпускнику колледжа, патриарх авиапрома перебрался поближе к земле  на уединенную ферму в Раго, где когдато они с женой Европой проводили медовый месяц. Компания оказалась в надежных руках, Дуэйн Уоллис сумел превратить игрушку для богатых в массовый продукт: Клайд Цессна успел застать первый взлет «народного самолета» Cessna 120  крошечной двухместной модели, превратившей Америку в «летающую нацию». Клайд оказался провидцем  на десятилетия вперед именно монопланы, предельно простые, надежные и удобные в эксплуатации, оказались самым массовым и востребованным продуктом легкой авиации для спорта, сельского хозяйства, спасательных работ, деловых полетов и просто развлечений. Но самого патриарха это уже мало интересовало  когда в год его семидесятиле­тия Цессну пригласил на прием сам президент Трумэн, виновника торжества едва уговорили приехать в Вашингтон. Както конструктора навестили журналисты одной из центральных газет, но на все вопросы о его славном летном прошлом Цессна отвечал: «У меня лучший уро­жай пшеницы в штате, а вы спрашиваете меня о всякой ерунде». На могиле человека, давшего крьлья тысячам своих современников, написано: «Клайд Вернон Цессна, 18791954. Сын Канзаса и фермер».

Что же осталось? Гигантская корпорация­ абсолютный лидер в производстве лег­ких самолетов с почти вековой исто­рией. Некогда захолустный городок Вичита, превратившийся стараниями Клайда Цессны в одну из столиц мирового авиапрома. Инженерные реше­ния, ставшие общепринятым стандар­том. 180 000 самолетов, носящих имя Cessna, узнаваемые силуэть! которых сегодня можно увидеть в небе над любой частью света. И мемориальная табличка, увековечившая имя

конструктора в «Национальном Зале Летной Славы» на малой родине нашего героя в Канзасе. Ведь настоящие летчики не умирают  они просто улетают навсегда.

По материалам издания JET MEDIA

Copyright © 2008 JetGlobal - частные перелеты, вип-авиация
рекл@ма:
Разработка сайта - port://80
Tel.\Fax: +7 495 502 5012
E-mail: info@skyfirst.ru