Точка отрыва ОН - ЛЕГЕНДА не только американской, но и мировой авиации. Человек, всегда веривший в свои мечты и воплощавший их в жизнь. Чего бы это ему ни стоило. Подробнее >>

Билл Лир (1902 - 1978)
в 1951 году Мичиганский университет присвоил этому человеку степень доктора технических наук. Этому примеру последовали еще пять пре­стижных университетов Америки. При этом ни­кто и не вспомнил, что Уильям Пауэлл Лир окон­чил восемь классов средней школы и не имеет не только технического, но и вообще никакого высшего образования. Подробнее >>

Вcя история мировой авиации свидетельствует,
что правильно задуман­ный и спроектированный самолет имеет все шансы стать долгожителем. Наглядное подтверждение  без малого тридцати­летняя история абсолютно нового биз­несджета Challenger 605. Подробнее>>

Citation Columbus
Как мы помним, до сих пор бизнес джеты се­мейства Citation имели фюзеляжи двух основных типоразмеров: «узкого» и «расширенного». Первый был разработан еще для Citation 500, и с тех пор принципиально не менялся, только значения длины колебались, как линия партии в переходный период. Подробнее>>

МАРКА ВЕКА
Cessna Aircraft – это не просто авиастроительная компания. И не просто компания с мировым именем. Cessna – такой же символ, как джинсы, рокнролл и кокакола. Только с авиационным уклоном. Подробнее>>


Билл Лир (1902 - 1978)

в 1951 году Мичиганский университет присво­ил этому человеку степень доктора технических наук. Этому примеру последовали еще пять пре­стижных университетов Америки. При этом ни­кто и не вспомнил, что Уильям Пауэлл Лир окон­чил восемь классов средней школы и не имеет не только технического, но и вообще никакого выс­шего образования. В свое время скептики твер­дили, что реактивный самолет его конструкции ждет неудача  ведь автор ничего не смыслит в авиации. История рассудила иначе.

Идеи любой ценой

Начало жизни Билла Лира было под стать приключениям героев Марка Твена, его зем­ляка. Оба родились в Ганнибале, штат Миссу­ри. Уильям бросил школу изза неприятностей в семье и уехал в Голливуд. Не до бившись успеха на ниве кинематографа, в 1920 году он перебрался в Денвер, где поступил на флот радистом, скрыв свой возраст. Ему не было еще восемнадцати. В 22 года Билл Лир изобрел автомобильный радиоприемник  гонорара за эту «Моторолу" хватило на небольшой биплан. Заблудившись на нем однажды в небе и сильно испугавшись, пилот Лир в 1939 году создал «лироскоп»  прибор для определения местоположения в воздухе, вошедший затем в стан­дартное оснащение большинства американских самолетов. Следующими изобретениями Билла стали авиационная курсовая система (1946) и автопилот (1949). Массовое производство этого устройства для истребителей F5 было начато компанией Lear Inc. в Гранд Рэпидс, Мичиган. За это изобретение в 1950 году президент Гар­ри Трумэн вручил Биллу Лиру самую высокую награду авиации  «Коллиер Трофи». Всего же за свою жизнь несостоявшийся киногерой запатентовал более 150 технических изобретений. Он никогда не жалел денег на реализацию своих идей, и когда ему в очередной раз предсказывали финансовый крах, отвечал: «Мой разум невозможно обанкротить"

Штормовой гений

Большинство изобретений Лира всетаки приносили ему доход, и дела Lear Inc. шли успешно. Билл приобрел в Швейцарии большое поместье «Ле Ранч» и, говорят, именно там ему пришла в голову идея построить частный реактивный самолет. Совет директоров Lear Inc. уже давно привык к проявлениям темперамента своего председателя, однако, когда речь зашла о проекте бизнес джета, все единодушно и категорически отказались его поддерживать. Доводы были разные, в том числе и коммерчески обоснованные: риск неподъемных капиталовложений и непосильная конкуренция с крупнейшими производителями реактивных самолетов. Штатные авиаконструкторы так­же встретили идею в штыки, но Лир поставил ультиматум: или фирма разрабатывает проект, или он продает фирму. Коллеги не дрогнули, и в 1962 году Lear Inc., заработавшая на произ­водстве автопилотов $100 млн, бьmа продана за 14,3 миллиона, а в Вичите, штат Канзас, по­явилась новая компания Lear Jet. Эта компания начала разработку гражданского реактивного бизнес самолета на базе швейцарского истребителя­ бомбардировщика Р16 с пассажирским сало­ном на месте бомба отсека. Биллу Лиру к тому времени было 60 лет, и у него было семеро де­тей от четырех браков.

Новаторский дар сочетался в Лире с азартом искателя приключений. Его называли «Штормовой гений» изобретатель мог работать сут­ками без перерыв а, его раздражало, когда кол­леги оказывались неспособными выдерживать такой темп. Одним из любимых выражений Билла, используемых им для внушения энтузиазма служащим, было: «Не говорите мне, что этого нельзя сделать". Если Лиру не давалось сразу какоелибо решение, он вставал на лыжи или делал несколько кругов на своем самолете, что­бы обрести спокойствие.

За два года Билл Лир истратил на проект своего бизнес джета все вырученные от продажи Lear Inc. деньги, заложил свое имение в Швейца­рии, дома в Вичите, Греции и ПалмСпрингс, картины Рубенса, принадлежавшие жене. Ему оставалось продержаться до завершения про­екта. Уже была готова испытательная модель нового самолета, когда выяснилось, что все деньги кончились. Но Лиру в очередной раз повезло, если авиакатастрофу можно назвать везением. В дни острейшего кризиса, когда на карту было поставлено будущее уже не толь­ко самолета, но и самого конструктора, один из его испытательных самолетов загорелся в воздухе и упал. Несчастный случай обернулся удачей: страховая премия позволила Лиру до­биться сертификации самолета. Теперь можно было налаживать производство. Впрочем, снова не было денег.

За годы изобретательства Лир поневоле стал способным коммерсантом и менеджером. Он нашел выход: в 1964 году продал 40% акций Lear Jet и получил за них $5,5 млн. Это открыло ново­му бизнес самолету дорогу в небо, всего за один год Lear Jet получила больше 50 заказов и 80% рынка, а Билла журналисты прозвали «король Лир".

Секрет успеха Learjet заключался в востребованности частного самолета фи­нансовой элитой Америки. Основной риск про­екта состоял в том, что комфорт этого бизнес джета в значительной мере приносился в жертву ско­рости. Респектабельная «целевая аудитория» Learjet оказывалась на борту в весьма аскетич­ных условиях. Пассажир был стиснут со всех сторон узким фюзеляжем, там не было места даже для туалета. Однако само слово «реактив­ный» обладало неотразимым шармом, и мно­гие бизнесмены поковбойски пренебрегали удобствами ради скоростных коротких перелетов. Если эксперты сетовали на тесноту салона, где нельзя было вытянуться в полный рост, Лир невозмутимо парировал: но вы же не можете стоять в «Кадиллаке" ...

Проект бьш амбициозным, как и многие проекты Лира, но он себя оправдал. Learjet базо­вой стоимостью $640 000 оказался самым де­шевым из тогдашних административноделовых реактивных самолетов. Он развивал скорость 917 км/ч и поднимался на высоту 12 500 метров. 21 мая 1965 года Learjet 23 совершил перелет из ЛосАнджелеса в НьюЙорк и обратно за 10 ча­сов 21 минуту, покрыв расстояние 8053 км.

Идеипопутчики

Как известно, Билл Лир был не только лет­чиком, авиаконструктором, но и специалистом по радиоэлектронике. О его работе в этой обла­сти можно судить хотя бы по одному из много­численных фактов. Однажды Лир слушал за ру­лем музыку, и ему захотелось увеличить про­должительность записи. Вернувшись домой, он разобрал сначала магнитофон, затем кассету Мюнца, и стал думать, как их улучшить. В ау­диокассете длина ленты ограничена, поэтому изобретатель решил удвоить число дорожек. Так в 1967 году появились 8дорожечные кассеты, которые в Америке назвали «кассеты Лира". Те­перь непрерывное звучание длилось до 40 ми­нут  вдвое больше, чем у кассет Мюнца. Правда, это изобретение повлекло за собой войну между двумя форматами. Мюнц уверял, что у 8дорожечных кассет звук хуже. Однако Лир не стал долго спорить и предложил фирме «Мото­рола», поставлявшей радиоприемники для Ford Motors, разработать 8дорожечный проигрыва­тель какопциональное оборудование для авто­мобилей. В итоге Мюнц продал свои патентные привилегии небольшой компании, известной сегодня как Clarion.

Последний полет

Экранизация жизни Лира, человека, который обедал с голливудскими звездами и президента­ми США, не удалась: в фильме «Честь и слава», где Лира должен был сыграть его друг Боб Кам­мингс, Columbia Pictures настаивала на зрелищ­ном эпизоде с авиакатастрофой. Лир такое сни­мать не позволил. Хотя это была не единствен­ная неудача в его биографии: в апреле 1967 года Lear let, годом раньше потерявшая 12 миллионов изза увлечения шефа новыми проектами, была продана другу Билла Чарльзу Гейтсу. Большую часть полученных средств Лир вложил в новую компанию. Она была основана им в Рино, штат Невада. Теперь Лир занялся разработкой нового самолета  на газовом топливе. Затратив 5 лет и $17 млн, он сконструировал новый винтовой реактивный двигатель. В 1976 году, когда ему было уже 74 года, Лир вложил в это предприятие еще 10 млн долларов.

«Королю авиации» попрежнему удавалось преодолевать многочисленные барьеры на пути своих изобретений; возрождаясь из пепла пора­жений, словно птица Феникс. Когда в 1974 году он создал бизнес самолет Lear Star 600, эксперты снова усомнились в успехе новинки. И тогда Лир сделал королевский подарок Канаде  он продал этот проект со всеми правами на него канадской компании Canadair, которая незадолго до того была куплена корпорацией Bombardier. Самолет пере­именовали в Challenger 600, и под этим именем полетели в небо идеи Билла Лира, реализованные под чужим флагом. В 1994 году, когда Лира уже не было в живых, появился Challenger 604  широкофюзеляжный бизнес джет с новым качест­вом комфорта, который Лиру когдато казался ненужной роскошью.

По свидетельству биографов, Билл Лир пе­риодически владел огромными состояниями, но незадолго перед смертью в 1978 году на его счету осталось меньше миллиона. По одной из версий, Лир подписал свое завещание не читая, по другой  завещал развеять свой прах с самолета над Тихим океаном близ по­бережья ЛосАнджелеса. Один из его близких друзей потом напишет: «Я не мог заставить себя выйти на берег около месяца. Океан приобрел такую значительность и буйство, что, казалось, поглотит все». !

По материалам издания JET MEDIA

Copyright © 2008 JetGlobal - частные перелеты, вип-авиация
рекл@ма:
Разработка сайта - port://80
Tel.\Fax: +7 495 502 5012
E-mail: info@skyfirst.ru