Точка отрыва ОН - ЛЕГЕНДА не только американской, но и мировой авиации. Человек, всегда веривший в свои мечты и воплощавший их в жизнь. Чего бы это ему ни стоило. Подробнее >>

Билл Лир (1902 - 1978)
в 1951 году Мичиганский университет присвоил этому человеку степень доктора технических наук. Этому примеру последовали еще пять пре­стижных университетов Америки. При этом ни­кто и не вспомнил, что Уильям Пауэлл Лир окон­чил восемь классов средней школы и не имеет не только технического, но и вообще никакого высшего образования. Подробнее >>

Вcя история мировой авиации свидетельствует,
что правильно задуман­ный и спроектированный самолет имеет все шансы стать долгожителем. Наглядное подтверждение  без малого тридцати­летняя история абсолютно нового биз­несджета Challenger 605. Подробнее>>

Citation Columbus
Как мы помним, до сих пор бизнес джеты се­мейства Citation имели фюзеляжи двух основных типоразмеров: «узкого» и «расширенного». Первый был разработан еще для Citation 500, и с тех пор принципиально не менялся, только значения длины колебались, как линия партии в переходный период. Подробнее>>

МАРКА ВЕКА
Cessna Aircraft – это не просто авиастроительная компания. И не просто компания с мировым именем. Cessna – такой же символ, как джинсы, рокнролл и кокакола. Только с авиационным уклоном. Подробнее>>


Citation Columbus

Как мы помним, до сих пор бизнес джеты семейства Citation имели фюзеляжи двух основных типоразмеров: «узкого» и «расширенного». Первый был разработан еще для Citation 500, и с тех пор принципиально не менялся, только значения длины колебались, как линия партии в переходный период. Второй тип фюзеляжа создан в конце 1970х для бизнес джета Model 650 Citation III и стал основой для нового семейства. Сегодня с такими фю­зеляжами выпускаются Citation XLS+. Citation Sovereign и Citation Х. Со­здатели Citation Columbus справедливо сочли (а оп­росы клиентских фокус­групп убедительно им это доказали), что при тех же восьмидевяти креслах салон должен быть еще шире, потолок еще выше, а пол желатель­но сделать ровным, без «траншею». Исходя из этого и спроектировали новый фюзеляж, уже третий по счету. в целом подобный предыдущему, но с внутрен­ним диаметром 2,1 м. Соответственно, высота салона при ровном полу составила 1,86 м. для сравнения: у Citation Х ширина салона  1,68 м, а высота 1,73 м. Интересно получается: проектируем новый фюзеляж, увеличиваем диаметр и длину (соответственно воз­растают размерность и масса всех остальных агрега­тов планера, добавляются тонны веса конструкции и топлива). а выигрыш пространства для головы пасса­жира составляет всего 13 см. Мы подчеркнули это спе­циально. и не затем. чтобы както уязвить авиаконс­трукторов. а вовсе даже наоборот  с целью показать, как действуют объективные законы проектирования самолетов. во что выливается простое и, в общемто. понятное желание пассажира свободно разгуливать по салону, не снимая ковбойской шляпы.

По утверждениям представителей Cessna Aircraft, в салоне будет предусмотрено достаточное про­странство для сидячих и спальных мест, рабочие места стюардесс и т. п. Планируется тфкже обору­довать салон современной системой беспровод­ного высокоскоростного интернета. спутниковой связи и развлекательных опций. Параметры и, так сказать, потребительские свойства салона Citation Columbus таковы, что теперь уже можно говорить о выходе Cessna Aircraft на новый уровень комфорта, свойственный таким самолетам, как Challenger 300, Challenger 604/605, Hawker 4000. Gulfstream СЗ50 и С400. Falcon 2000. Компания вторгается в сегмент рынка, который до недавнего времени предпочита­ла обходить самыми разными способами: либо ценовыми бонусами. либо выигрышем в какойто одной характеристике. как получилось с Citation Х. догнать который до сих пор никто не может. Не исключено, что мы наблюдаем, очередной виток эволюции биз­нес джета, который утвердил новый стандарт ком­форта: 812 мест, ширина салона более 2 м. высота более 1,8 м, ровный пол, полноценная кухня, туалет, багажник с доступом из салона. Просто некоторые пришли к этому стандарту раньше. другие же пред­почли до поры не торопиться.

НАЗНАЧЕНЕЦ

Поскольку все параметры самолета взаимосвязаны, размерность салона находится в прямой зависимости от дальности полета. Нет смысла делать дорогущий большой бизнес джет для полетов на 10002000 км. При проектировании Citation Columbus дальность «назначили», исходя из клиентских запросов: 7400 км. или 4000 «навигационных» миль. Стандарт­ная дистанция для бизнес джета. рассчитанного не на узкоспециализированный американский рынок (принцип «от берега до берега»). а на полеты между Европой и восточным побережьем США, Европой и Ближним Востоком. Москвой и Западной Сибирью. Соответственно, под эту дальность рассчитаны и ско­ростные характеристики.

С прекращением полетов сверхзвуковых Concorde самым скоростным гражданским самолетом остается Citation Х с максимальной крейсерской скоростью 972 км/ч (совсем немного до скорости звука). Салон этого самолета многие считают несколько тесноватым для полетов на 5680 км, но выручает высокая скорость, которая сокращает время в пути. Такая скорость достигнута не только аэродинамическим совершенством. но, прежде всего, огромной тягой мощных двигателей, что заметно даже по внешнему виду этого экзотического бизнес джета.

для Citation Columbus предусмотрены двигате­ли Pratt & Whitney P&W810 еще большей мощности (4000 кг тяги против 3068 кг У «десятки»). Но если макси­мальная взлетная масса Citation Х составляет 16,3 т. то Citation Columbus явно перевесит двадцать тонн, хотя точных данных еще нет. В свете этого тяга двигателей отнюдь не выглядит рекордной и оказывается вполне достаточной для полета с максимальной крейсерской скоростью 900 км/ч. Это меньше, чем у рекордсмена. но вполне в духе современных тенденций. ведь 900 км/ч­это примерно 0,8 от скорости звука (очень важная вели­чина в аэродинамических расчетах). Такие требования закладываются в проекты всех современных бизнес­ джетов, тогда как самолеты предыдущего поколения, разработанные в 19601970e годы, были рассчитаны на 0, 7 – 0,75 от скорости звука.

Самолет летает на крыле. это его основное орудие труда. если можно так сказать. Раз уж мы определили размерность салона и «назначили» дальность и ско­рость, значит. болееменее представляем. сколько все это будет весить и какое крыло нужно сделать, чтобы гипотетические пока еще характеристики в виде будущего самолета смогли оторваться от земли и пролететь сколько требуется с определенной скоростью. у Citation Columbus крыло будет в духе самых совре­менных тенденций: стреловидное, тонкое. скоро­стное, с развитой взлетнопосадочной механизацией.

Но есть во всем этом и доля здорового консерва­тизма. Прежде всего, в противоположность многим современным производителям, широко применяющим композиционные материалы. Citation Columbus будут строить по классической технологии. преимущественно из металла. Очевидно, это верный ход.

Cessna Aircraft не хочет повторить опыт Raytheon. которая десять лет доводила до кондиции передовой суперсовременный Hawker 4000. построенный пол­ностью из композитов.

Интересен и подход к системе управления самоле­том. Классика жанра  это механическое управление. усиленное гидравликой и подключенное к автопило­ту. На другом полюсе  немногочисленные самолеты с электродистанционной системой управления. Это на сегодняшний день Falcon 7Х и Airbus Coгporate ]et. управление которыми осушествляется от ком­пьютера. а команды на исполнительные механизмы передаются в виде электросигнала. Отсюда и пошло название этой технологии flybywire  «полет по проводам. Citation Colurnbus будет оснащен комбиниро­ванной системой с использованием как механичес­кой проводки. так и технологии flybywire. Вполне разумный подход как с точки зрения клиента. кото­рый хочет получить свой бизнес джет за разумные деньги. так и для компании. стремящейся создать за­дел на отдаленную перспективу. а не на ближайший десяток лет. когда слишком уж классический и кон­сервативный самолет начнет устаревать не по годам.

Ладно. если техника уже утомила. перейдем к бо­лее близкому и дорогому нам финансовому вопросу. Увы. здесь ясности пока мало. Cessna Aircraft пока не готова «доложить» все цифры сполна. Заявлена только каталожная стоимость Citation Columbus. которая по состоянию на 2008 год составляет $26.995 27 млн. если без уловок Показатели же оперативных расходов находятся в стадии формирования. А что же вы хотите так сразу? Надо посчитать. прикинуть.

Но. как это обычно делается. в качестве «завлека­лочки» менеджеры компании заявляют. что Citation Columbus будет непревзойденно дешевым и опера­тивным в эксплуатации. а еще он обладает самым длинным салоном в своем классе. Так сказать. боль­ше самолета за те же деньги. В качестве основной потребительской группы называются обычные от­делы корпоративных полетов в крупных компаниях. испытывающие спрос на высокоскоростные. эконо­мичные и дальнобойные джеты.

Нам не привыкать. что вопросы частного вла­дения как наиболее конфиденциальный сектор продаж крупных бизнес джетов компаниипроизво­дители обходят молчанием. Но до 2014 года. когда. согласно планам. должны начаться поставки Citation Columbus. у нас еще есть время. Тогда и посмотрим. насколько оптимистичны были мнения представи­телей компании. которые неизменно желают ново­му самолету успеха на российском рынке. Citation Columbus  самолет типично русского размера.

По материалам издания JET MEDIA

Copyright © 2008 JetGlobal - частные перелеты, вип-авиация
рекл@ма:
Разработка сайта - port://80
Tel.\Fax: +7 495 502 5012
E-mail: info@skyfirst.ru