Точка отрыва ОН - ЛЕГЕНДА не только американской, но и мировой авиации. Человек, всегда веривший в свои мечты и воплощавший их в жизнь. Чего бы это ему ни стоило. Подробнее >>

Билл Лир (1902 - 1978)
в 1951 году Мичиганский университет присвоил этому человеку степень доктора технических наук. Этому примеру последовали еще пять пре­стижных университетов Америки. При этом ни­кто и не вспомнил, что Уильям Пауэлл Лир окон­чил восемь классов средней школы и не имеет не только технического, но и вообще никакого высшего образования. Подробнее >>

Вcя история мировой авиации свидетельствует,
что правильно задуман­ный и спроектированный самолет имеет все шансы стать долгожителем. Наглядное подтверждение  без малого тридцати­летняя история абсолютно нового биз­несджета Challenger 605. Подробнее>>

Citation Columbus
Как мы помним, до сих пор бизнес джеты се­мейства Citation имели фюзеляжи двух основных типоразмеров: «узкого» и «расширенного». Первый был разработан еще для Citation 500, и с тех пор принципиально не менялся, только значения длины колебались, как линия партии в переходный период. Подробнее>>

МАРКА ВЕКА
Cessna Aircraft – это не просто авиастроительная компания. И не просто компания с мировым именем. Cessna – такой же символ, как джинсы, рокнролл и кокакола. Только с авиационным уклоном. Подробнее>>


МАРКА ВЕКА

Cessna Aircraft – это не просто авиастроительная компания. И не просто компания с мировым именем. Cessna – такой же символ, как джинсы, рокнролл и кокакола. Только с авиационным уклоном.

BACKGROUND

В 1911 году американский авиастроитель  самоучка Клайд Цессна, вдохновившись нашумевшим пере­летом француза Луи Блерио через пролив ЛаМанш, смастерил самолет  копию рекордного Bleriot XI. Но это еще не было начало успеха, это было начало пути

. Истинный успех пришел после Второй мировой войны, когда компания Cessna «нагуляла жирок на военном заказе и отважилась сделать в авиации то же самое, что сделал в автомобильном мире Генри Форд. В 1946 году взлетел легкий двухместный Cessna 120  первый в мире массовый самолет, доступный по цене среднему американцу. Одномоторный «кузнечик от Cessna стоил всего 2495 долларов. Америка встала на крыло.

ШИРПОТРЕБ

Самолеты Cessna  самые знаменитые. Этому девизу компания верна и по сей день, но основу всемирной славы она заложила в 1960х и 1970х годах. Четырех­местный Cessna 172 стал самым массовым самолетом в истории авиации, побив все мыслимые и немыслимые рекорды. Новые одномоторные модели раз­рабатывались каждые дватри года, а простые амери­канцы, которым компания буквально открыла путь в небо, стали воспринимать самолет так же, как до этого воспринимали автомобиль. В Америке уже не спраши­вали: «Какой у вас самолет?», а интересовались: «Какая у вас Cessna?»

Аппетит приходит во время еды, и еще в 1954 году Cessna Aircraft разработала двухмотор­ный Cessna 310, предназначенный для деловых перелетов. Этот самолет, конечно, не был бизнес­ джетом, но открыл новое направление в работе компании. Двухмоторные самолеты марки Cessna не уступали в популяр­ности одномоторным и выпускались в немыслимых до этого количествах, но, может быть, главная их заслуга состоит в том, что эти машины послужили своеобразной основой, на которой выросло новое поколение бизнес лайнеров  реактивных. СITАТION

«Пробой пера» на поприще реактивной авиации стало создание в 1954 году по заказу ВВС учебнотренировочного самолета Т37 Dragonf1y. Самолёты оказались на­столько удачными, что эксплуатируются,  по сей день.

В 1968 году состоялся первый полет самолета Fanjet 500, который стал одним из первых легких реактивных самолетов, предназначенных для частного использования. Успех первого в мире бизнес джета Learjet 20 показал, что бизнесмены богатой Америки готовы покупать реактивные самолеты, и Cessna Aircraft одной из первых включилась в освоение но­вой рыночной ниши. К тому времени компания рас­полагала не только отработанными технологиями, но и богатейшим опытом работы на рынке частной и деловой авиации. Едва лишь обозначился успех, как дерзкий новый самолет был зазапущен в массовое производство под обозначением Citation 500.

Многочисленные потомки Citation 500 состави­ли основу бизнесавиации США, стали ее визитной карточкой. В то время, когда технический облик бизнесджета еще не сложился окончательно, разные производители ставили во главу угла различные качества и характеристики: вместимость, скорость, дальность или уровень технического оснащения. Cessna Aircraft сделала ставку на максимальную ценовую доступность и широкий модельный ряд, поэтому джеты семейства Citation выпускались во множестве вариантов и модификаций. Тем не менее, конструкция их опиралась на базовый вариант Citation 500, что и до сих пор заметно в некоторых выпускаемых моделях по конфигурации фюзеляжа.

БИЗНЕСКЛАСС

В конце 1970х Cessna Aircraft совершила очеред­ной технический прорыв: был создан бизнес джет Model 650 Citation Ш, который обозначил новое на­правление работы компании. К тому времени на рынке административноделовых самолетов возник спрос на бизнес джеты повышенной комфортности с более просторным салоном, значительной даль­ностью полета и высокой крейсерской скоростью. «Тройка» стала ответом на вызов рынка.

Бизнес джеты «шестисотого» семейства в боль­шей степени подходили под определение «лай­нер» хотя бы потому, что у них впервые в практике Cessna Aircraft появилось стреловидное крыло. Впро­чем, поскольку главным отличием был все же новый фюзеляж, то при создании последующих моделей конструкторы опирались именно на него. Так появились самолеты, сочетающие принципиально новый фюзеляж с не скоростным прямым крылом  ультрадальний Citation Sovereign и средний Citation Excel.

САМЫЙ БЫСТРЫЙ

До недавнего времени самым скоростным пассажир­ским самолетом был англофранцузский сверхзву­ковой Concorde. Как только эти самолеты отлетали свое, первая ступень пьедестала почета оказалась свободной. И кто же, вы думаете, шагнул на нее? Ра­зумеется, бизнес джет Cessna. Оказалось, что именно Citation Х был вторым после Concorde, и теперь он первый. «Десятка» не может летать на сверхзвуке, но вплотную приближается к нему: крейсерская ско рость этого самолета достигает 972 км/ч. Citation Х  выбор тех, кто любит скорость и готов платить за нее весьма и весьма дорого. Самый скоростной само­лет еще и самый затратный в линейке Cessna, но он и создавался в расчете на тех, кто не постоит за ценой в битве с самим временем.

CESSNA СЕГОДНЯ

Модельная линейка самолетов Cessna Aircraft  самая широкая, в ней нет только двух двигательных винто­вых машин, остальные представлены.

Прежде всего, радуют постоянством заслуженные ветераны  одномоторные поршневые Cessna 172 Skyhawk, Cessna 182 Skyline и Cessna 206 Stationaif. Производство одномоторных поршневых самолетов было возобновлено после перерыва в начале 1990х, и сегодня эти самолеты выпускаются с цифровой ави­оникой и «стеклянными» кабинами.

Разумеется, та же Cessna 172 уже не так доступна по цене, как в 1960х годах: высокие налоги и стра­ховые ставки, а также общее удорожание авиацион­ного производства сделали свое дело. Но компания не упускает из вида сектор недорогих самолетов и готовит к серийному производству легкий двухместный Cessna 162 SkyCatcher, относящийся к новой ка­тегории Light Sport Aircraft. Попутно модельный ряд пополнился легкими Cessna 350 и Cessna 400. Эти са­молеты были частью производственной программы компании Columbia Aircraft, которую Cessna купила целиком, вместе с выпускаемой продукцией.

Самый большой винтовой самолет Cessna  однодви­гательный турбовинтовой Caravan, выпускаемый в нескольких модификациях. Самолет пользуется огромной популярностью во всем мире, а с недавних пор все больший интерес к нему проявляют в России. Перспек­тива возрождения малой авиации и местных воздуш­ных сообщений в нашей стране рождает вопрос, чем заменить «воздушный вездеход» Ан2? Лучшую замену, чем Cessna 208 Caravan, вряд ли можно представить.

Семейство бизнес джетов Citation насчитывает во­семь моделей, от маленьких и скромных до больших и амбициозных.

Самый легкий  Citation Mustang, который по при­нятой классификации может считаться особо легким бизнес джетом. С недавних пор ведущие аналитики рынка частной и деловой авиации несколько охладе­ли к VLJ (Very LightJets), но в будущем "Мустанга» не сомневаются.

Три модели представляют семейство Citation СJ: это CJ1 +, CJ2+ и CJ3. В свое время первые версии Citation СJ задумывались, чтобы вернуться к старым добрым временам, когда Citation 500 считался весьма доступным по цене. Новые самолеты не получились столь же дешевыми и заняли собственную рыночную нишу, а для небогатых клиентов и был разработан маленький Mustang.

Средний класс  это долгожитель Citation Еnсоге+ и толстячок Citation XLS+, наследник Citation Excel. Типичные «рабочие лошадки» американской дело­вой авиации, классика жанра. Венчают пирамиду дальнобойный Citation Sovereign и Citation Х  тот са­мый, рекордный. А о самом новом и прогрессивном представителе семейства Citation речь пойдет в сле­дующей статье этого номера. Не прощаемся. 

По материалам издания JET MEDIA

Copyright © 2008 JetGlobal - частные перелеты, вип-авиация
рекл@ма:
Разработка сайта - port://80
Tel.\Fax: +7 495 502 5012
E-mail: info@skyfirst.ru