
Как мы помним, до сих пор бизнес джеты семейства Citation имели фюзеляжи двух основных типоразмеров: «узкого» и «расширенного». Первый был разработан еще для Citation 500, и с тех пор принципиально не менялся, только значения длины колебались, как линия партии в переходный период. Второй тип фюзеляжа создан в конце 1970х для бизнес джета Model 650 Citation III и стал основой для нового семейства. Сегодня с такими фюзеляжами выпускаются Citation XLS+. Citation Sovereign и Citation Х. Создатели Citation Columbus справедливо сочли (а опросы клиентских фокусгрупп убедительно им это доказали), что при тех же восьмидевяти креслах салон должен быть еще шире, потолок еще выше, а пол желательно сделать ровным, без «траншею». Исходя из этого и спроектировали новый фюзеляж, уже третий по счету. в целом подобный предыдущему, но с внутренним диаметром 2,1 м. Соответственно, высота салона при ровном полу составила 1,86 м. для сравнения: у Citation Х ширина салона 1,68 м, а высота 1,73 м. Интересно получается: проектируем новый фюзеляж, увеличиваем диаметр и длину (соответственно возрастают размерность и масса всех остальных агрегатов планера, добавляются тонны веса конструкции и топлива). а выигрыш пространства для головы пассажира составляет всего 13 см. Мы подчеркнули это специально. и не затем. чтобы както уязвить авиаконструкторов. а вовсе даже наоборот с целью показать, как действуют объективные законы проектирования самолетов. во что выливается простое и, в общемто. понятное желание пассажира свободно разгуливать по салону, не снимая ковбойской шляпы.
По утверждениям представителей Cessna Aircraft, в салоне будет предусмотрено достаточное пространство для сидячих и спальных мест, рабочие места стюардесс и т. п. Планируется тфкже оборудовать салон современной системой беспроводного высокоскоростного интернета. спутниковой связи и развлекательных опций. Параметры и, так сказать, потребительские свойства салона Citation Columbus таковы, что теперь уже можно говорить о выходе Cessna Aircraft на новый уровень комфорта, свойственный таким самолетам, как Challenger 300, Challenger 604/605, Hawker 4000. Gulfstream СЗ50 и С400. Falcon 2000. Компания вторгается в сегмент рынка, который до недавнего времени предпочитала обходить самыми разными способами: либо ценовыми бонусами. либо выигрышем в какойто одной характеристике. как получилось с Citation Х. догнать который до сих пор никто не может. Не исключено, что мы наблюдаем, очередной виток эволюции бизнес джета, который утвердил новый стандарт комфорта: 812 мест, ширина салона более 2 м. высота более 1,8 м, ровный пол, полноценная кухня, туалет, багажник с доступом из салона. Просто некоторые пришли к этому стандарту раньше. другие же предпочли до поры не торопиться.
НАЗНАЧЕНЕЦ
Поскольку все параметры самолета взаимосвязаны, размерность салона находится в прямой зависимости от дальности полета. Нет смысла делать дорогущий большой бизнес джет для полетов на 10002000 км. При проектировании Citation Columbus дальность «назначили», исходя из клиентских запросов: 7400 км. или 4000 «навигационных» миль. Стандартная дистанция для бизнес джета. рассчитанного не на узкоспециализированный американский рынок (принцип «от берега до берега»). а на полеты между Европой и восточным побережьем США, Европой и Ближним Востоком. Москвой и Западной Сибирью. Соответственно, под эту дальность рассчитаны и скоростные характеристики.
С прекращением полетов сверхзвуковых Concorde самым скоростным гражданским самолетом остается Citation Х с максимальной крейсерской скоростью 972 км/ч (совсем немного до скорости звука). Салон этого самолета многие считают несколько тесноватым для полетов на 5680 км, но выручает высокая скорость, которая сокращает время в пути. Такая скорость достигнута не только аэродинамическим совершенством. но, прежде всего, огромной тягой мощных двигателей, что заметно даже по внешнему виду этого экзотического бизнес джета.
Для Citation Columbus предусмотрены двигатели Pratt & Whitney P&W810 еще большей мощности (4000 кг тяги против 3068 кг У «десятки»). Но если максимальная взлетная масса Citation Х составляет 16,3 т. то Citation Columbus явно перевесит двадцать тонн, хотя точных данных еще нет. В свете этого тяга двигателей отнюдь не выглядит рекордной и оказывается вполне достаточной для полета с максимальной крейсерской скоростью 900 км/ч. Это меньше, чем у рекордсмена. но вполне в духе современных тенденций. ведь 900 км/чэто примерно 0,8 от скорости звука (очень важная величина в аэродинамических расчетах). Такие требования закладываются в проекты всех современных бизнес джетов, тогда как самолеты предыдущего поколения, разработанные в 19601970e годы, были рассчитаны на 0, 7 – 0,75 от скорости звука.
Самолет летает на крыле. это его основное орудие труда. если можно так сказать. Раз уж мы определили размерность салона и «назначили» дальность и скорость, значит. болееменее представляем. сколько все это будет весить и какое крыло нужно сделать, чтобы гипотетические пока еще характеристики в виде будущего самолета смогли оторваться от земли и пролететь сколько требуется с определенной скоростью. у Citation Columbus крыло будет в духе самых современных тенденций: стреловидное, тонкое. скоростное, с развитой взлетнопосадочной механизацией.
Но есть во всем этом и доля здорового консерватизма. Прежде всего, в противоположность многим современным производителям, широко применяющим композиционные материалы. Citation Columbus будут строить по классической технологии. преимущественно из металла. Очевидно, это верный ход.
Cessna Aircraft не хочет повторить опыт Raytheon. которая десять лет доводила до кондиции передовой суперсовременный Hawker 4000. построенный полностью из композитов.
Интересен и подход к системе управления самолетом. Классика жанра это механическое управление. усиленное гидравликой и подключенное к автопилоту. На другом полюсе немногочисленные самолеты с электродистанционной системой управления. Это на сегодняшний день Falcon 7Х и Airbus Coгporate ]et. управление которыми осушествляется от компьютера. а команды на исполнительные механизмы передаются в виде электросигнала. Отсюда и пошло название этой технологии flybywire «полет по проводам. Citation Colurnbus будет оснащен комбинированной системой с использованием как механической проводки. так и технологии flybywire. Вполне разумный подход как с точки зрения клиента. который хочет получить свой бизнес джет за разумные деньги. так и для компании. стремящейся создать задел на отдаленную перспективу. а не на ближайший десяток лет. когда слишком уж классический и консервативный самолет начнет устаревать не по годам.
Ладно. если техника уже утомила. перейдем к более близкому и дорогому нам финансовому вопросу. Увы. здесь ясности пока мало. Cessna Aircraft пока не готова «доложить» все цифры сполна. Заявлена только каталожная стоимость Citation Columbus. которая по состоянию на 2008 год составляет $26.995 27 млн. если без уловок Показатели же оперативных расходов находятся в стадии формирования. А что же вы хотите так сразу? Надо посчитать. прикинуть.
Но. как это обычно делается. в качестве «завлекалочки» менеджеры компании заявляют. что Citation Columbus будет непревзойденно дешевым и оперативным в эксплуатации. а еще он обладает самым длинным салоном в своем классе. Так сказать. больше самолета за те же деньги. В качестве основной потребительской группы называются обычные отделы корпоративных полетов в крупных компаниях. испытывающие спрос на высокоскоростные. экономичные и дальнобойные джеты.
Нам не привыкать. что вопросы частного владения как наиболее конфиденциальный сектор продаж крупных бизнес джетов компаниипроизводители обходят молчанием. Но до 2014 года. когда. согласно планам. должны начаться поставки Citation Columbus. у нас еще есть время. Тогда и посмотрим. насколько оптимистичны были мнения представителей компании. которые неизменно желают новому самолету успеха на российском рынке. Citation Columbus самолет типично русского размера.